Ответы Серафимовой В.Д. на замечания профессора Давыдовой Т.Т. при защите Диссертационного исследования

Ответы Серафимовой В.Д. на замечания официального оппонента профессора Давыдовой Т.Т. при защите Диссертационного исследования «Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ-начала ХХ1 веков»в Д. 212. 183. 02 при ОГУ 23.09.2010 г.

Я благодарю официального оппонента, доктора филологических наук, профессора кафедры истории литературы Московского государственного университета печати Татьяну Тимофеевну Давыдову за столь глубокое и обстоятельное прочтение нашей работы, доброжелательный отзыв, положительную оценку. На некоторые замечания уважаемой Татьяны Тимофеевны хотелось бы ответить.

Отмечая особое внимание соискателя к творческому методу Платонова, профессор Давыдова Т.Т., выразила сожаление, что «в спектр разных литературоведческих интерпретаций творческого метода Платонова не включена трактовка М.М. Голубковым этого метода как экспрессионистского, хотя сама концепция московского литературоведа приводится в анализе художественного метода повести «Котлован». свидетельствующего об особенностях творческого метода Платонова».

ОТВЕТ: При подготовке диссертационного исследования мы учитывали опыт работы доктора филологических наук, профессора МГУ Голубкова Михаила Михайловича, его работу. «Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы». На стр. 72, 73 диссертации мы отмечаем характерную для повести «Котлован» концепцию художественного времени, присущую эстетике экспрессионизма - поиск вечного, того, что носит вневременной, бытийный характер. Приемлем трактовку творческого метода в «Котловане», данную профессором М.М.Голубковым. «У Платонова в «Котловане» при всей связи романа с конкретно-политическими реалиями времени - время художественное как бы выдвинуто в будущее, в вечность. Об этом свидетельствует и проект большого общепролетарского дома, куда на счастливое поселение войдут пролетарии города, и размышления инженера Прушевского о той башне, которую лет через двадцать придумает другой инженер и поставит в центре мира, куда на счастливое поселение сойдутся пролетарии всей земли» [159: 143]. (В диссерт. - С. 72,73). Краткий обзор работ известных литературоведов, писателей, критиков, платоноведов относительно романа «Чевенгур», повести «Котлован», проведенный нами в диссертации, свидетельствует об особенностях творческого метода писателя, парадоксальном универсализме художественного мира, синтетизме и полифонизме его прозы.(С. 96 - Диссертация).Мы ставим акцент на том, что общий принцип творческого отношения к познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания Платонов выявляет в статье 1931-го года «Великая глухая». По Платонову, «…художественный метод не может быть одним: он не политика; у искусства свои местные конкретные условия, требующие применения своеобразных методов»

Следующее замечание уважаемой Татьяны Тимофеевны Давыдовой касается оглавления разделов третьей главы диссертации. «Названия 3,4 и 3,5 разделов третьей главы диссертации метафоричны, а не научны, порой встречаются повторы одних и тех же положений».

Ответ Серафимовой.Оглавление раздела 3,4 - «Линия» А. Платонова в прозе Ю.Трифонова. Проблемы выбора, памяти, отношения к смерти».

Мы согласны с уважаемым оппонентом, что термин «Линия творчества писателя» не столь привычен, как термин традиция, не столь часто употребляем и носит в основном метафорический характер. Но можно и по-иному подойти к этому вопросу, «Линия творчества» - это не совсем повторение формы. Этот термин выражает смысл нашего обобщения, как направленность таланта писателя, ориентация писателя на гуманистические тенденции, как сходство направлений писателей в художественных поисках. И в этом плане термин используется и в литературоведении, в культурологи, и в лингвистике. (Передачи «Линия жизни» в центре Меерхольда). Так, это термин находит применение в «Памятных записках»(1990). Д.С.Самойлова, одним из первых отметившего связь «московских» повестей Ю.Трифонова, ставших началом целого направления в русской литературе второй половины ХХ века - «городской прозы», - с прозой А.Платонова. Процитируем: «Один из немногих писателей, пытающийся исследовать физиологию городского народа - Трифонов. (…) Трифонов своими скромными средствами пытается продолжить линию Платонова, как это ни покажется парадоксальным». (Самойлов Д. Памятные записки. Главы из книги / Публикация Г.Медведевой // Знамя. 1990. Сентябрь. С.157). (В диссертации - С. 256). Термин «литературоведческий» мы понимаем как понятие, включающее в себя конкретное, узконаправленное определение того или иного литературного процесса, явления. Давид Самойлов - поэт, и словосочетание «линия творчества» им использовано в воспоминаниях. Словосочетание «линия литературы» используется и в научных исследованиях, в диссертациях, в статьях. Так, в исследовании Н.В. Корниенко «Сказано русским языком...» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе»: «Большая русская литература и в самые драматические двадцатые и тридцатые годы была автономна, но не по отношению к жизни и никогда не забывала о «неискушенном читателе», который, как и она сама, относился к разряду перевоспитуемых. Эта линия почти уходит из литературы второй половины ХХ в., и именно о ней напоминает знаменитый рассказ В.Шукшина «Забуксовал». [208: 333]. Встречается в исследовании Н.В.Корниенко и словосочетание «генетическая линия советской литературы». (С.333). Термин «линия творчества» применяет И.А.Есаулов в статье «Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. 1998. № 3. «Юродивая линия» отлично просматривается в творчестве А.Платонова»; В канд. диссертации Кузьменко О.А. «Традиции сказового повествования в прозе Л.С.Петрушевской» Улан-Удэ, 2003.

Следующее замечание уважаемого официального оппонента Давыдовой Т.Т. касается оглавления раздела 3,5 в нашей работе - «А.Платонов - В.Распутин. Проблемы национального сознания. Взрослые и дети в прозе писателей». (С. 281 - в Диссертации).

Я согласна с мнением уважаемого оппонента Давыдовой Т.Т. с истолкованием заглавия «А.Платонов - В.Распутин. Проблемы национального сознания» как несущего более метафорический характер, чем научный. На первый взгляд это заглавие можно истолковать и так. Но можно взглянуть на проблему через призму рассуждений Н.А.Бердяева Исследование этой проблемы базируется нами на позиции Н.А.Бердяева, основательно разработавшего терминологию проблемы национального сознания в работах «Царство духа и царство кесаря», «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937). Термин «национальное сознание» определяется Н.А.Бердяевым как «сознание единства»: «Национальное сознание - это сознание единства», это - «единство человеческой судьбы».

В художественном исследовании особенностей русской души В.Распутину, как и В.М.Шукшину, Л.И.Бородину, как и А.Платонову, близка философия Н.А.Бердяева, изложенная в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) о проблемах русского национального сознания, противоречивом «пейзаже русской души», для которой характерен и «природный дионисизм и христианский аскетизм». По Бердяеву, «Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента. (…) Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм». (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского христианства // Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955. - М., 1990. С. 8, 9)

Термин «национальное сознание». «изображаемое сознание» широко применяется в научных исследованиях.

О способности А.Платонова через язык передавать особенности национального характера, «изображаемое сознание», пишет Л.А.Шубин, положивший начало научному восприятию творчества А.Платонова: «Вводя образ рассказчика или передавая слово герою, молодой писатель стремился социально и психологически оправдать собственный строй мышления, ибо, по сути дела, он изображал не «чужое слово» и не «чужую» мысль. Платонов остается как бы внутри изображаемого сознания»(. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове: Работы разных лет. - С. 197).

Проблема национального сознания разрабатывается и в лингвистике. Термин «национальное сознание» встречается в исследовании М.Михеева «В мир Платонова через его язык» (М.. 1993. С.140-146.) «Еще одним известным архетипом русского национального сознания является глубинное непризнание власти и неуважения к ней».

Большое спасибо уважаемой Татьяне Тимофеевне Давыдовой за глубокий анализ работы и те замечания, ответы на которые помогут мне в дальнейших исследовательских изысканиях.

Сеять души в людях
Рубрики:
Платонов Серафимова диссертация Полехина Давыдова Казаркин пассионарность Владимов Богомолье В.Быков В.Г.Распутин В.Кожинов Дырдин Брашт Гражданин Уклейкин Библейские мотивы В.Астафьев Бородин детство Б.Екимов Б.Пильняк Звездный билет