ОТЗЫВ Давыдовой Т.Т. НА ДИССЕРТАЦИЮ «Традиции Андрея Платонова в философско- эстетических исканиях русской

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА Давыдовой Т.Т. НА ДИССЕРТАЦИЮ В.Д. Серафимовой «Традиции Андрея Платонова в философско- эстетических исканиях русской прозы второй половины XX- начала XXI вв.», представленной на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.

Диссертация Серафимовой Веры Дмитриевны дает представление о проведенном исследовании и позволяет убедиться, что проведена большая серьезная работа.

Актуальность темы диссертационного исследования, посвященного восприятию и реализации традиций творчества А.П. Платонова в прозе русских писателей ХХ — начала ХХI вв., не вызывает сомнений. Изучение творчества А.П. Платонова, писателя-новатора, открывшего в русской литературе новые философские и художественные горизонты, в отечественном литературоведении ведется давно и успешно Л. Шубиным, В.Васильевым, Н. Корниенко, Н. Малыгиной, Н. Полтавцевой, С. Семеновой, Е. Толстой-Сегал, Е. Яблоковым, В. Вьюгиным и другими исследователями. В центре их внимания проблемы авторской позиции писателя и форм ее выражения, его языка и стиля, творческого метода, места его творчества в контексте русской литературы 1920-1930-х гг., рецепция А.П. Платоновым идей зарубежных и русских философов, вопросы текстологии. Как показывает диссертационное исследование В.Д. Серафимовой, она нашла новый подход к платоновскому творческому наследию — анализ традиции А. Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ — начала ХХI вв. В отечественном литературоведении данная тенденция уже нашла некоторое отражение в работах А.Н.Варламова, С.П.Залыгина, А.Лысова и некоторых других исследователей, но В.Д. Серафимова обобщает и приводит в систему их наблюдения, преломляет их сквозь собственную оригинальную концепцию, дополняет анализом

большего круга произведений, среди которых есть малоисследованные (литературно-критические статьи А.Платонова) и впервые вводимые в научный оборот (проза В.Березина, В.Шпакова), а также тексты, которые, как правило, рассматривают преимущественно применительно к иной литературоведческой проблематике (постмодернистский роман В. Сорокина «Голубое сало»). При этом В.Д. Серафимова обнаруживает особое внимание к творческому методу А.П. Платонова, приводит ряд разных точек зрения по данной научной проблеме и останавливается вслед за Н.Л. Лейдерманом на понятии постреализма, которое, по мнению докторанта, «в поисках констант бытия <…> соединил в себе как поэтику классического реализма, так и постмодернизма» (с.360). Жаль, что в спектр разных литературоведческих интерпретаций творческого метода Платонова не включена трактовка М.М. Голубковым этого метода как экспрессионистического, хотя сама концепция московского литературоведа приводится в анализе художественного метода повести «Котлован», свидетельствующего об особенностях творческого метода Платонова, парадоксальном универсализме художественного мира, синтетизме и полифонизме его прозы.

Существенную научную ценность имеет исследование Серафимовой в первой главе диссертации «”Идея жизни” как «философия существования» А.Платонова в художественных произведениях и в литературно-критических статьях» содержания «платоновской традиции», выраженной в художественной форме и сформированной, по точной оценке Серафимовой и ее научных предшественников, в процессе творческого усвоения Платоновым философских идей Вл.С. Соловьева и Н.Федорова, В.Вернадского и А.Эйнштейна, Платона,Аристотеля, Ф.Ницше,Хосе-Ортега-и-Гассета, А. Бергсона и других мыслителей. Отмечается, что модификация соловьевского принципа «всеединства» в творчестве писателя и поиски А.Платоновым Истины, Добра, Красоты стали важной чертой его произведений. Правомерно выявлена художественно-философская доминанта платоновского творческого сознания — приверженность писателя на протяжении всего творческого пути к исследованию онтологических, аксиологических вопросов бытия. Диссертант делает перспективные в научном отношении выводы также и по поводу этики и теории познания Платонова, в основе которых лежит философская антропология (с.322), а также эстетики А.П. Платонова, в частности его отношения к задачам «мусического искусства», «воспитывающего» слушателей (Платон) (с.135) и оказывающего эффект катарсиса.

В четырех параграфах I главы на примере прозы и поэзии, литературно-критических статей, дневниковых записей охарактеризован некий единый «метатекст» в творчестве Платонова, что не исключает подробного рассмотрения наиболее важных произведений — рассказов «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Возвращение», романа «Счастливая Москва», повести «Ювенильное море». Серафимова проанализировала основной концепт творчества Платонова, «философию существования», тему любви и взгляд на женщину как на «совесть мира» (существенно здесь положение о неприятии писателем и его главными героями любви бездуховной), образ-понятие «музыка», через который Платонов «соотносит жизнь человека с общим потоком мирового бытия, создает ощущение динамики жизни, ее таинственности, чуда, недолговечности в конкретной жизненной судьбе и вечности в человечестве»). (с.136).

Рассматривая историко-генетические и сравнительно-типологические связи произведений писателей «постплатоновских» историко-литературных этапов с философско-художественной, онтологической традицией Платонова, соискатель доказала, что творчество Платонова вызывало и продолжает вызывать неизменный интерес со стороны писателей следующих поколений еще и потому, что оно является посредником в передаче значительных философских идей Серебряного века (философии

всеединства Вл.С.Соловьева, утопической веры в возможность воскрешения отцов Н.Ф. Федорова).«Постплатоновская» русская литература воспринимала те произведения Платонова, которые отвечали одной из коренных черт русского искусства слова — ее онтологичности, «софийности», укорененности в национальной русской почве.

Во второй и третьей главах диссертации «Генетические и типологические связи прозы А.Платонова с русской литературой 19 - первой половины ХХ века. Мысли о мире и человеке» и «Произведения А.Платонова и философско-эстетические искания русской прозы второй половины ХХ-начала ХХI вв.» продуктивно применены основные положения трудов компаративистов А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Д.Д. Благого, А.С.Бушмина, М.П. Алексеева, с помощью историко-генетического и сравнительно-типологического подходов исследованы близкие философемы, типы героев, сюжетные мотивы, формы повествования, мифосимволы и мифометафоры, жанровые стратегии, особенности языка в прозе Платонова и авторов 1920-30-х гг. (Е.Замятина, Л.Леонова и Б. Пильняка), а также второй половины XX-XXI веков. Исследовательница обратилась и к методу рецептивной эстетики при изучении творческого преломления традиции автора «Чевенгура», «Котлована», «Ювенильного моря» в произведениях русских писателей последующих этапов — 1960-80-х гг., «деревенщиков» В. Шукшина и В. Распутина, мастера «городской прозы» Ю. Трифонова, современного концептуалиста В. Сорокина.

Во-первых, прослежены чрезвычайно важные для данной темы историко-генетические связи творчества Казакова, Распутина, Березина, Сорокина с платоновским наследием -- влияние концептов смысла жизни и феномена смерти, возможности бессмертия, сюжетных мотивов, онирического пространства, образов героев, поэтической образности, стиля произведений Платонова на творчество этих авторов. Традиционные платоновские мотивы «идеи жизни», «философии существования» творчески

развиваются В.Распутиным в сходной системе мотивов. С ними контрастирует мотив «постороннего прохожего», доминирующий в создании образов «врагов жизни», «архаровцев», «легких людей». Проблемы «отсутствия хозяина», «превращения городов и весей в свалку» Платонов и Распутин рассматривают с морально-этической точки зрения, предъявляя «спрос» к самому человеку. Метафизический язык, введение в текст онирического пространства позволяют писателям не только вписать своих героев в жестокие условия действительности, но и сделать полем решения нравственно-философских проблем величественную картину мироздания. Образ ребенка в прозе В. Распутина, как и у Платонова, символизирует жизнь, будущее, Россию. Путь спасения, возрождения русского народа через веру утверждается в прозе и публицистике А. Платонова и В. Распутина. Сходными являются концепты писателей, фиксирующие общие свойства сущего, ментальные сгустки культуры: «Сеять души в людях»(А.Платонов); «На Руси испокон веку почитается та красота, которая украшается душой»(В.Распутин)» (с.323), - в процитированных строках ёмко выявлены переклички творчества двух писателей на уровне философем. Основные мотивы прозы В. Березина обнаруживают сильное воздействие ключевого понятия платоновского творчества – категории «смысла отдельного и общего существования». В романе В. Сорокина «Голубое сало» выявлены историко-генетические связи с повестью «Сокровенный человек» Платонова и его другими текстами на уровнях концептов и языка, при этом вывод о том, что платоновская традиция здесь выступает в двух противоположных рецептивных стратегиях — принятии и пародийном отталкивании, основан на адекватной интерпретации весьма сложного литературного произведения и достоверен. Во-вторых, сравнительно-типологические схождения обнаружены между прозой Платонова и повестями Ю. Трифонова (проблема нравственного выбора в произведениях Платонова и Трифонова на историческую тему), В.Белова и рассказами В.Шукшина, заметим кстати, что проблема платоновских традиций в творчестве Шукшина мало изучена.

Интересно наблюдение о родстве типов героев-чудаков Платонова и знаменитых «чудиков» В.Шукшина: «вдумывание в жизнь», стремление разгадать ее тайну, неприятие насаждаемых стандартов – характерная черта этих героев, которых объединяет «неподдельный интерес к жизни», они озабочены оздоровлением общества, подобно «усомнившемуся» Макару А.Платонова (с.231).

Диссертантка точно обозначила и сугубо национальные особенности характеров героев Платонова и писателей-«деревенщиков» В.Белова, В.Шукшина, В.Распутина, чем также подчеркнула преемственность их произведений по отношению к платоновскому творчеству. В диссертации верно замечено, что суть героев Шукшина, как и героев А.Платонова, в выявлении онтологических вопросов бытия. Творчество А.Платонова и В.М.Шукшина объединяет народное видение мира, противостояние злу, насилию, поиск истины, «вещества существования» как характерной черты национального характера, обращение к фольклору для художественного исследования поиска нравственного пути героев, в частности, к фольклорному мотиву странствия за правдой (повесть Платонова «Сокровенный человек», рассказ «Афродита», рассказ Шукшина «Охота жить», повести «До третьих петухов» «Калина красная») (с.243).

Как известно, антиутопизм и ирония являются важными чертами мировоззрения Платонова. Платоновская антиутопическая стратегия «Чевенгура» была воспринята Л. Бородиным в повести «Божеполье» . В.Д.Серафимова показала значительность проблематики двух произведений, нашла интересный интерпретационный фон: оба текста интерпретируются на фоне романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Значительны в научном отношении и наблюдения над онтологической поэтикой (концепты, символика) прозы Платонова и Бородина, благодаря которой в их произведениях ставятся и решаются вечные вопросы человеческого существования. К числу таких онтологических образов в

художественном сознании Платонова, Бородина и Распутина Серафимова правомерно относит образ дома.

Соискательница глубоко и разносторонне проанализировала разнородный и разнокачественный литературно-художественный материал и тем самым комплексно исследовала рецепцию платоновской литературно- философской традиции в творчестве ряда современных русских прозаиков: представила генетические и типологические связи на уровнях идей, проблематики, образов героев, сюжета, поэтической образности, стиля (в том числе и языка), жанра литературного произведения. Концептуально новая сущность исследования: продемонстрирована специфика нового прочтения платоновских традиций представителями различных эстетических направлений, отмечены особенности влияния Платонова на формирование разных векторов отечественной словесности, доказано, что включение произведений в «вертикальный» историко-литературный контекст с использованием онтологического подхода позволяет понять ключевое эстетическое качество русской литературы ХХ-начала ХХ1 вв. – следование тенденции гуманизма как философского и художественного явления.

Рецензируемую работу отличают продуманная и четкая структура. Внушителен объемистый библиографический список из 400 единиц, в котором особое место занимает множество исследований специалистов по платоновскому творчеству. Тем самым диссертант демонстрирует значительную осведомленность о литературоведческих работах, затрагивающих личность и творчество Платонова, что постоянно и скрупулезно проявляется не только во введении к работе, но и во всех ее главах. Есть и отдельные недостатки в диссертации: так, названия 3.4 и 3.5 разделов третьей главы диссертации метафоричны, а не научны, порой встречаются повторы одних и тех же положений (с. 235, 236). Но эти мелкие недочеты не колеблют общую высокую оценку рецензируемой работы.

Научные идеи, концепции В.Д.Серафимовой апробированы не только на многочисленных международных конференциях, но и в монографии, положительно оцененной известными учеными, профессорами Е.Б.Скороспеловой и В.К.Сиговым. Содержание работы полно отражено в 75 публикациях, 11 из которых опубликованы в изданиях, утвержденных ВАК, и в автореферате. Научные результаты диссертации могут иметь практическое применение в вузовском преподавании в курсах по истории русской литературы XX-XXI веков, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству А.Платонова и рассматриваемых в диссертации писателей, подготовке научных монографий и учебников по данным периодам, изданий произведений Платонова и тех писателей, чьи произведения аналитически осмыслены в работе. Диссертация В.Д. Серафимовой, приведенный в автореферате список публикаций по теме диссертации дают все основания для вывода о том, что диссертация В.Д. Серафимовой является научной квалификационной работой, в которой решена научная проблема, имеющая существенное значение для современного литературоведения. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени доктора наук ВАК Минобразования и науки РФ от 9 января 2007 года. В.Д.Серафимова заслуживает присуждения ученой степени доктора филологических

наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.

Официальный

оппонент, доктор филологических наук, профессор кафедры истории

литературы МГУП Т.Т.Давыдова

17.08. 2010 г.

Сеять души в людях
Рубрики:
Платонов Серафимова диссертация Полехина Давыдова Казаркин пассионарность Владимов Богомолье В.Быков В.Г.Распутин В.Кожинов Дырдин Брашт Гражданин Уклейкин Библейские мотивы В.Астафьев Бородин детство Б.Екимов Б.Пильняк Звездный билет