Отзыв о рукописи Веры Дмитриевны Серафимовой Андрей Платонов и философско-эстетические искания русской литературы второй половины XX века (В.Шукшин, В.Распутин, Л.Бородин)
Избранная тема, ее объем и методы исследования определились в процессе многолетних наблюдений автора над проблематикой платоновского творчества. Ранее опубликованные работы В.Д.Серафимовой «Тема любви в этике и эстетике А.Платонова», «Слово в художественном мире А.Платонова», «Концепция детства в творчестве А.Платонова (шешуковский сборник МПГУ «Русская литература ХХ века в типологическом аспекте изучения»), статьи в сборнике «Страна философов» Андрея Платонова, а также монография «Художественный мир Андрея Платонова» получили научный резонанс.
Ценным качеством нового труда В.Д.Серафимовой является глубокое освоение и обобщение накопленных в платоноведении материалов, которое позволило выйти на новый уровень исследования.
Творчество А.Платонова В.Д.Серафимова рассматривает в широком историко-литературном и культурном контексте. Незаурядная эрудиция позволяет ей аргументированно соотнести художественный мир Платонова, философские концепции писателя с идеями Достоевского и Мережковского, Волошина и Пильняка, Хлебникова и Заболоцкого. Обращение к генетическим и типологическим схождениям открывает возможность продемонстрировать укорененность творчества Платонова в пространстве традиционной русской мысли.
В.Д.Серафимова убедительно показывает, как творчество Платонова впитывает и перерабатывает чрезвычайно разнообразный, пестрый и бытовой, и историко-культурный материал. Оно, это творчество, предстает как явление, многими нитями связанное и с современной писателю культурой, и с наследием прошлых художественных эпох. Качества полигеничности, одновременной соотнесенности и предшествующей, и с современной Платонову культурой присущи едва ли не всем используемым писателем реалиям и сюжетным мотивам, а также пространственно-временной организации текста. В.Д.Серафимова обращает внимание на то, как одни и те же явления художественной формы вступают в активно-диалогические отношения как с фактами, составлявшими в 20-30-е годы литературную «злобу дня», так и с реалиями, рожденными в контексте русской литературы 900-х – 910-х годов.
Заслуга представленного исследования в том, что к сопоставлению с творчеством Платонова привлечен не учитывавшийся прежде историко-литературный пласт – произведения Мережковского – Волошина – Пильняка – Хлебникова. Однако среди писателей, соотнесенных с Платоновым в контексте литературы ХХ века, желательно было бы найти место и такой знаковой фигуре, как М.Горький.
Стоит заметить также, что круг участников диалога, введенных в книгу (Платонов – Замятин, Платонов – Дж. Оруэлл, Платонов - Экзюпери, Платонов – Мережковский – Волошин – Пильняк), значительно шире указанных в подзаголовке (Платонов – Шукшин, Распутин, Бородин) и выходит за пределы русской литературы ХХ века. В связи с этим желательно было бы изменить заглавие, сделав его более адекватным тому широкому материалу, который включен в монографию.
В третьей главе творчество Платонова рассматривается в его отношении к литературе второй половины ХХ века. Автор исследования полагает, что современный литературный процесс развивается в «постплатоновском пространстве» и потому «без изучения влияния творчества А.Платонова на современную русскую литературу нельзя составить полноценного и целостного представления о путях развития отечественной литературы и культуры»
В.Д.Серафимова привлекает внимание к тому, как платоновская «философия существования», поиски им «вещества жизни» осваивались писателями второй половины ХХ века (В.Шукшин, В.Распутин, Л.Бородин). В этом отношении наиболее интересными представляются главы, в которых рассматривается концепция разума в романе А.Платонова «Чевенгур» и в повестях Л.Бородина («Третья правда», «Бесиво», «Божеполье», «Ловушка для Адама»» исследуется проблема национального сознания в прозе А.Платонова и В.Распутина, сопоставляется характерология прозы А.П.Платонова и В.М.Шукшина.
Сильная сторона исследования В.Д.Серафимовой – одинаково пристальное внимание и к типологическим параллелям, и к контактным взаимодействиям платоновского наследия с историко-культурным контекстом. В этом сопряжении «вертикального» и «горизонтального» контекстов, что само по себе продуктивно и в чем несомненная новизна предпринятой работы, – частное проявление общего принципа, положенного в основу исследования, – стремления – выявить единство мирового культурного пространства, творческий полилог писателей ХХ века, единство их устремлений в поисках Истины, Добра, Красоты.
Широта привлеченного материала, глубина его осмысления в работе В.Д. Серафимовой стимулирует постановку новых научных проблем.
Полагаю, что публикация рукописи В.Д.Серафимовой позволила бы приблизиться к пониманию А.Платонова как неповторимого и вместе с тем характерного явления культуры ХХ века.
Доктор филологических наук, профессор Е.Б.Скороспелова
5 ноября 2005 года
- ОТЗЫВ Давыдовой Т.Т. НА ДИССЕРТАЦИЮ «Традиции Андрея Платонова в философско- эстетических исканиях русской
- Серафимова В.Д. Статья: Пьеса А.Платонова «Высокое напряжение» в контексте его прозы и драматургии.
- Ответы Серафимовой В.Д. на замечания Поляковой Л.В.
- Отзыв доктора филологических наук В.Я.Саватеева на диссертацию Серафимовой В.Д.
- Отзыв профессора Котовчихиной Н.Д. о работе «Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы...»
- Председателю ВАК РФ Академику Кирпичникову М.П Заместителю Председателя ВАК РФ Академику Грязновой А.Г.Серафимовой В.Д.
- Отзыв доктора философских наук Л.В.Карасева на автореферат диссертации В.Д. Серафимовой