Нравственно-философская проблематика повести В.Быкова «Альпийская баллада».

«Наша военная литература и впредь будет по сути своей антивоенной и сугубо гуманистической» (В.Быков).

В. Быков – прозаик, один из самых ярких писателей-фронтовиков,  выступивший с остродраматическими произведениями о войне в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века.  Творческий метод В.Быкова – реализм. В интервью для АПН в 1985 г. Быков четко обозначил свои художественные принципы, приверженность гуманистическим традициям русской литературы 19 века: «В нашей «военной» литературе нет упоения войной, любования кровью и смертью – все это  ей чуждо в своей основе. Мы свято храним традиции русской классики (Лев Толстой, Федор Достоевский), ее уроки и ее позиции. Я, например, исхожу в своей прозе из элементарнейшей из толстовских посылок, которая, будучи несколько перефразированной, выглядит так: о войне, какой бы трудной она ни была, надо писать правду и всю правду, какой бы она ни была горькой. Правда в гуманистическим искусстве всегда однозначна и несет человечеству только добро. Именно такая позиция служит залогом того, что наша военная литература и впредь будет по сути своей антивоенной и сугубо гуманистической».( Быков В. Во имя жизни // Быков В. Колокола Хатыни. – М.,1987.С.154).

Василий Владимирович Быков – человек военного поколения, военной судьбы. Быков – народный писатель Белоруссии, но в равной мере его можно назвать и русским писателем. Юность его поколения, оборванная 22 июня 1941 г., не была легкой. Родился он в деревне Бычки, в Белоруссии, под Витебском. На войну он попал в восемнадцать лет, командовал взводом автоматчиков, затем в истребительной противотанковой артиллерии командовал взводом «сорокопяток» (так называли противотанковые пушки сорок пятого калибра), был дважды ранен, лежал в госпиталях. В бою в январе сорок четвертого Быков был тяжело ранен, его подобрал

и санитары другой части, а в родном полку посчитали погибшим, отправили матери  «похоронку». Быков выжил и провоевал до самой Победы. Войну закончил в Австрии офицером Советской Армии. После демобилизации в 1955 г. стал заниматься  только литературной деятельностью. В 1980 г. стал народным писателем БССР, а в 1984-м – Героем Социалистического Труда. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. Последние шесть лет В.Быков по приглашению ПЕН-центров жил в Финляндии, Германии, Чехии. Скончался в Боровлянах, под Минском, в реанимации онкологической больницы.

Повесть – любимый жанр Быкова. Первая из них – «Журавлиный крик»(1959). События, происходящие в ней, переносят читателя к первым дням войны, в осень трагического сорок первого года. За ней последуют повести «Фронтовая станция»(1960), «Измена»(1960), «Третья ракета»(1961), «Альпийская баллада» (1963), «Атака с ходу»(1968), «Круглянский  мост»(1969), «Сотников»(1970), «Обелиск»(1972), «Дожить до рассвета»(1972), «Волчья стая»(1974), «Его батальон»(1976), «Пойти и не вернуться»(1978), «Знак беды»(1982), «Карьер»(1986). Все написанные повести Быкова можно разделить условно на две группы – «армейские» и «партизанские».  В «армейских» повестях события происходят в регулярной армии, на фронте; «партизанские» повести отражают жизнь и борьбу советских людей на оккупированной фашистами территории Белоруссии. Все произведения Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев – мирных жителей, бывших партизан. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне – характерные черты прозы писателя.

Характеризуя художественную структуру первых произведений В.Быкова, критики относили их к разряду лирической повести, ставшей заметным явлением нашей военной прозы на рубеже 50-х и 60-х годов. Для этого есть все основания: первым произведениям Быкова присущ проникновенный лиризм, нередко реализующийся в повествовании от первого лица, психологизм, детализация. Эти свойства с годами Быков не утратил, а совершенствовал. Но в его повестях была еще одна особенность, которая главенствовала, выходила на первый план. Это повести нравственно-философские. Их отличает сосредоточенный интерес к общечеловеческим проблемам, максимализм в решении непростых нравственных задач, отсутствие неопределенности, нетерпимость ко  всякого рода лжи и фальши. В одном из интервью писатель подчеркнет: «Великая Отечественная война советского народа  против немецкого фашизма длилась четыре года, но ее духовно-физический «концентрат» составляет целую эпоху в нашей истории. В течение этих четырех лет так или иначе нашли многие века нашей истории, все составляющие психологии, морали и нравственности нашего народа».

Основу сюжетов большинства повестей В.Быкова составляют локальные ситуации, от исхода которых зависят жизни героев. Они часто оказываются перед нравственным выбором, в которых проявляется истинная человеческая сущность. В таких ситуациях совершают подвиги люди с кристально чистой совестью. Это солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады», Сотников в одноименной повести, боец орудийного расчета Лозняк из «Третьей ракеты», который будет драться с наступающими фашистами, когда погибнут все, кто стоял рядом с ним у орудия. Внутренний монолог Лозняка перед боем передает «внутреннее сражение», чистоту, мучительные сомнения: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца? Да еще тут Люся, милая, хорошая Люся. Так тяжело мне погибнуть с нею, но, кажется, еще более невыносимой была бы трусость тут, перед боем».

Любимые герои В.Быкова – солдаты, сержанты, младшие офицеры, рядовые великой битвы. Их подвиги на войне писатель изображает с беспощадной правдивостью. Быкова увлекали не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа. Герой писателя в критических ситуациях выбора, как правило, оказывается один на один со своей совестью, и нет рядом ни командира, ни товарища, когда, как об этом говорится в пословице, «на миру и смерть красна»: человек в таких ситуациях проявляет истинную сущность.

Герой повести «Альпийская баллада» Иван Терешка, белорусский паренек из деревни Терешки,  при всей своей застенчивости, скромности, поражает  благородством, непосредственностью чувств, самоотверженностью. Он ничем не выделялся среди пехотинцев, получил три медали «За отвагу», тяжело раненный, попал в плен. В плену Иван осознает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Ему удается убежать из лагеря, он пытается присоединиться к триестским  партизанам, чтобы продолжить борьбу с фашистами. «Альпийская баллада»  – это летопись войны, описание жестокостей фашизма, мужества советских бойцов, но это и повесть о любви. Как и  повесть «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Первая любовь» В.Богомолова, «Альпийская баллада» повествует о тех, кто «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы»(слова Николая Майорова из стихотворения «Мы»), но сохранили  честь и достоинство, преданность своей земле. На страницах повести этот белорусский паренек раскрывается как человек щедрого сердца, необычайного мужества; он жертвует собой, спасая полюбившую его итальянскую девушку Джулию, также убежавшую из лагеря.

Разнообразны приемы создания образа героя «Альпийской баллады»: диалог, речевая характеристика, монологи. В Иване покоряет пробуждающееся сознание, любовь к своей земле, память о людях. В ответ на благодарные слова Джулии, Иван скажет: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?». С любовью вспоминает он людей деревни: «Кого же мне еще любить? Люди, правда, разные и у нас: хорошие и плохие. Но, кажется, больше хороших. Вот когда отец умер, корова перестала доиться, трудно было. На картошке жили. Так то одна тетка в деревне принесет чего, то другая. Сосед Опанас дрова привозил зимой. Пока я подрос. Жалели вдову. Хорошие ведь люди. Но были и сволочи. Нашлись такие: наговорили на учителя нашего, Анатолия Евгеньевича, ну его и забрали. Честного человека». Нежное светлое чувство – любовь, мечта о сыне – осветят жизнь Ивана и итальянки  Джулии. Пронзительным лиризмом окрашены монологи влюбленных, их планы на будущее.

Композиция повести позволяет Быкову передать боль и благодарность солдатам войны, отстоявшим  мирную жизнь. Обогащает содержание повести введение элементов эпистолярного стиля. В последней части повести – «Вместо эпилога» - помещено письмо Джулии из Рима родным Ивана в деревню Терешки у Двух Голубых Озер в Белоруссии. У Джулии родился сын Джиованни ( по русски – Иван). В письме Джулия напоминает о том страшном времени, когда с отчаянием в сердцах умирали тысячи людей, вспомнит о тех, кто, как и Иван, в героическом противоборстве защищали жизнь и достоинство человека. В конце письма Джулия  благодарит всех, «родивших и воспитавших и знавших Человека, истинно русского по доброте  и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте его!».

Проблемы, художественно исследуемые на всем пространстве  творческого пути  Быкова, облеклись в  повести «Сотников» в философски емкую форму притчи.  Режиссер Л.Шепитько осуществила в 1977 г. экранизацию  повести «Сотников», назвав свой фильм «Восхождение».

Последняя книга В.Быкова – это его единственная автобиографическая книга «Долгая дорога домой», она вышла в Минске  за три месяца до кончины писателя.

Вопросы и задания:

  1. Творческий метод В.Быкова. На материале повестей, статей В.Быкова обозначьте творческие принципы писателя, верность его реалистическим традициям классической русской литературы.
  2. Рассмотрите творчество В.Быкова в контексте «военной прозы», «прозы лейтенантов». Cопоставьте повесть В.Быкова «Дожить до рассвета» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». Какие смысловые аналогии вы наблюдаете (если наблюдаете)?
  3. Проведите целостный анализ одной из повестей В.Быкова (По выбору. Реком.: «Сотников», «Дожить до рассвета», «Альпийская баллада»).
  4. Какие повести В.Быкова были и кем экранизированы? Считаете ли вы экранизации удачными?
  5. Каковы авторские приемы создания образа героя в повестях В.Быкова?
  6. Отличительные особенности стиля и творческой индивидуальности В.Быкова, в чем они, на Ваш взгляд?
  7. Формы выявления авторской позиции в прозе В.Быкова?
  8. Дайте характеристику языка В.Быкова. В своих произведениях он использует яркие сравнения, пословицы, как например, «стены имеют уши», «влез, как свинья в лужу» и др. Выпишите их. В каком контексте они используются, в чем их функция, на Ваш взгляд?
  9. В чем, на Ваш взгляд, состоят композиционные особенности произведений В.Быкова? Функция вставных новелл в повестях, в чем она? Какую роль писатель отводит монологу, диалогу?
  10. Выявите систему образов в повести «Сотников». В чем, на Ваш взгляд, значение образов Петра, Баси, тетки Арины, Демчихи, «мальчишки в буденовке»?
  11. Как освещается в повести отношение народа к полицаям, Будиле, Стасе, Портнову?
  12. Какова роль диалога Сотников – Рыбак в высвечивании их позиции?
  13. Какие фрагменты художественного текста в повестях В.Быкова раскрывают лучшие стороны характера и поведения человека на войне?
  14. Каковы авторские приемы создания образа лейтенанта Ивановского в повести «Дожить до рассвета»?

Рекомендуемые  творческие  задания. Образцы тем для сочинений, рефератов, сообщений:

  1. Сочинение: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?». Нравственно-философская проблематика повести В.Быкова «Альпийская баллада».
  2. Реферат:  Изображение характера человека на войне в экстремальных условиях в повестях В.Быкова («Сотников», «Дожить до рассвета», «Альпийская баллада» - по выбору).
  3. Cочинение: Женские образы в повестях В.Быкова.
  4. Устные сообщения: Особенности сюжетно-композиционного построения произведений, языка и стиля В.Быкова; Функция вставных новелл в повестях В.Быкова; Толстовские традиции в прозе В.Быкова;  «Альпийская баллада» В.Быкова и «А зори здесь тихие» Б.Васильева. Типологические связи; Освещение темы «любовь и война» в повестях «Альпийская баллада» В.Быкова,  «Пастух и пастушка» В.Астафьева, «Первая любовь» и «Зося» Владимира Богомолова..

Литература:

  1. Быков В.  Собрание сочинений:  В 4 т. – М., 1985. повестях Василя Быкова // Роман-газета. 1973. №24.
  2. Быков В.  Подвиг солдата и досужие вымыслы // Литер. газета. 1973. 14 ноября.
  3. Быков В.  Колокола Хатыни. – М.,  1987.
  4. Дедков И.  Василь Быков.  Очерк творчества. – М., 1980.
  5. Лазарев Л. Василь Быков: Очерк творчества. – М.: Худ. лит. 1979.
  6. Лавлинский Л.  Сильнее смерти. // Литер. обозрение. 1986.
  7. Немзер А. Замечательное десятилетие.  О русской прозе 90-х годов. // А.Немзер.
  8. Замечательное десятилетие русской литературы. - М.: Захаров. 2003.
Сеять души в людях
Рубрики:
Платонов Серафимова диссертация Полехина Давыдова Казаркин пассионарность Владимов Богомолье В.Быков В.Г.Распутин В.Кожинов Дырдин Брашт Гражданин Уклейкин Библейские мотивы В.Астафьев Бородин детство Б.Екимов Б.Пильняк Звездный билет