Отзыв профессора Полехиной М.М. о диссертации «Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы...

Научное исследование Серафимовой Веры Дмитриевны, безусловно, обращено к актуальным проблемам изучения истории русской литературы, ее непрерывного развития, обогащения связей, влияний, преемственности, глубинных художественных процессов. Постичь все многообразие влияния художественного сознания одного художника на другого довольно сложно в полной мере, но внести в изучение этого процесса свою лепту, сказать свое слово - факт очень важный, заслуживающий, безусловно, уважения и признания.

О Платонове написано сегодня очень много, однако вопросы, связанные с осмыслением традиций художника в литературе последних десятилетий недостаточно разработаны, хотя частные аспекты изучения этой проблемы нашли отражение в современных исследованиях, и работы эти, естественно, учитываются диссертаном.
Соискателем осмыслен весь имеющийся в открытом доступе корпус текстов А. Платонова. Внимание исследователя привлекает дискурсивная практика художественного сознания писателя, проблемно-тематический аспект его произведений в философско-эстетическом дискурсе русской литературы ХХ – ХХI вв., что обуславливает актуальность заявленного диссертационного сочинения. 

Опираясь на опыт своих предшественников (Панченко А.М., Гиленсон Б.А., Хализева В.Е., Жирмунского В.М. и др.), Серафимова В.Д. проясняет ряд теоретических вопросов, связанных с границей понятий традиции и новаторство, преемственность в литературе, рецептивный опыт и др.

Работа отличается глубиной осмысления материала, основательностью подхода к решению целого ряда литературоведческих проблем: заимствование и влияние в литературе, реминисценции и римейк в художественной практике писателей, интертекстуальность и др. Для представления художественных процессов в русской литературе исследователь продуктивно использует категориальный аппарат смежных филологических дисциплин – лингвосемиотики, стилистики, психолингвистики и т.д.
Для выявления аспектов влияния Платонова-художника на литературный процесс, привлекаются имена наиболее репрезентативных писателей последних десятилетий: В. Белова, В. Березина, Л. Бородина, Ю. Казакова, В. Маканина, В. Распутина, В.Сорокина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и др. В этом же списке оказывается В. Сорокин - вероятно, это связано с особенностями стилистики А. Платонова, желанием соискателя обнаружить знаковые тенденции в художественных поисках признанного прозаика, которые имели универсальный и перспективный характер.
Здесь, на наш взгляд, необходимо прояснить некоторые моменты. Было бы уместно развести материал исследования и объект его изучения. Что касается предмета изучения, целесообразно было бы выделить предмет как основную проблему диссертационного исследования. Необходимо более четко прописать цель диссертации, ее сверхзадачу, потому что, исходя из формулировки соискателя, можно говорить о целом ряде задач, но не о цели. Задачи же, в свою очередь, должны строго соотноситься с положенияими, выносимыми на защиту.
Диссертационная работа Серафимовой В.Д. структурирована, в соответствии с общим замыслом и подчинена : состоит из Введения, трех глав, включающих отдельные параграфы и Заключения. Список литературы составляет 400 наименований. При этом, что, безусловно, вызывает уважение, учитывается опыт зарубежной школы литературоведов, ведущих специалистов в области обозначенной проблемы.
Каждый из разделов диссертационной работы, имея свою концептуальную нагрузку, логично встраивается в общее направление исследования, создавая зримый, полнокровный образ литературного процесса ХХ – ХХI века. Несколько снижает положительное впечатление от работы дисбаланс в распределении материала. Первая глава составляет 100 стр. (48-148 стр.), вторая глава – 42 стр. (149-191 стр.), третья глава - 233 стр. (192 – 425 стр.). Последняя глава и оказывается наиболее значимой в концептуальном исследовании материала.
В главе «Идея жизни» как «философия существования» А. Платонова в художественных произведениях и в литературно-критических статьях» художественный материал рассматривается сквозь призму художественного метода в ракурсе обозначенной научной проблемы, отмечается характер платоновского новаторства: проблемно-тематический дискурс, своеобразие художественного стиля, особенности изобразительно-выразительных средств языка. Элементы платоновского стиля, актализиров в прозе последних десятилетий.
Исследуемым литературным материалом становятся хорошо известные и менее популярные произведения Платонова, а также его публицистическое наследие, в рассмотрение которого соискателем вносится свой, оригинальный взгляд на историко-литературные явления. «Идеей жизни», по мнению Серафимовой В.Д., определяются важнейшие сюжетно-фабульные отношения в произведениях писателя, духовные поиски героев. Философско-эстетическим категориям «вселенского человека», жизни и смерти, любви, музыки, свободы, памяти придается смысл космологических категорий. В целом, отмечая большие успехи Серафимовой В.Д. в разработке проблемы, следует высказать пожелания относительно формулировок в названии параграфов; например, «Социальные реалии и космологическая мифологема «вселенского человека» в произведениях А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» первую часть формулировки уместно снять. Что касается названия второго параграфа, то, следуя общей логике, необходимо было бы сделать его концептуальным, выражающем общую направленность данного раздела работы, связать с актуализацией мифологем или констант в творчестве писателя. Выражение в названии параграфа лишь направленности произведений художника как антифашистских в данном случае, явно, недостаточно. Неудачным нам видится и название 4 параграфа – «Образ-понятие «музыка» как символ гармонии мира в эстетике А. Платонова». В самом параграфе внимание акцентируется на гармонизирующем начале музыки и структурировании пространства посредством энергетического потенциала музыки. В соответствии с этим от первого определения «образ-понятие» можно было безболезненно отказаться.
Что касается третьего параграфа первой главы диссертационной работы «Идейно-эстетические искания А. Платонова в художественном исследовании темы любви», следует специально отметить скрупулезное и внимательное прочтение соискателем платоновских текстов, однако, на наш взгляд, здесь присутствует некоторое упрощение проблемы, когда соискатель говорит о поляризации взглядов Платонова и Вейнингера на вопросы любви и пола. Важным здесь оказывается не то, что, по мнению диссертанта, «Платонов проводит свою героиню через все искусы эгоистической любви, чтобы она обрела радость, гармонию, войдя в мир духа, заботы о других людях» (Дис., с. 131), а художественное исследование Платоновым женского характера, выраженности в ней пола, который, по мнению Вейнингера, и Платонов в этом смысле был с ним солидарен, подавляет все другие проявления.
В главе «Генетические и типологические связи прозы А. Платонова с русской литературой XIX - первой половины ХХ века…» творчество А. Платонова рассматривается соискателем во взаимодействии с философской мыслью и художественной прозой предшественников и современников. В качестве основного влияния исследуется опыт Ф. Достоевского в художественном освоении им сущностных вопросов быта и бытия, экзистенциальных проблем. Эта глава могла бы составить содержание первой главы, предваряя материал содержащихся в ней исследовательских наблюдений. Не совсем корректными и точными нам видятся названия параграфов (Например, название второго параграфа второй главы: «Мотивы «оскудения человечности», «насилия», «ветра» в художественном исследовании «вечных вопросов» бытия человека» и т.д.).
Третья глава диссертации «Произведения А. Платонова и философско-эстетические искания русской прозы второй половины ХХ - начала ХХI вв.» наиболее продуктивная часть работы В.Д. Серафимовой. Художественные достижения Платонова рассматриваются соискателем в связи с художественными произведениями В. Белова, В. Шукшина, Ю. Казакова, Ю. Трифонова, В. Распутина, Л. Бородина и др. Выявленные соискателем связи, по мнению Серафимовой В.Д., формируют поля и векторы мощного платоновского влияния на важнейшие направления развития прозы второй половины XX – начала ХХI веков.
Близостью жизненных и творческих позиций объединяются соискателем имена Ю. Казакова и А. Платонова. Этот материал составил концептуальное поле первого параграфа третьей главы. Единство человека и мира, целостность человеческой личности, диалог художественных сознаний в постановке проблем семьи, дома, смысла человеческого существования подтверждаются скрупулезным анализом художественного материала. Справедливо заявление соискателя о типологической близости прозы Платонова и Казакова, которая прослеживаются на уровне поэтики, видится она соискателем в особой музыкальности художественных образов. Не в полной мере можно согласиться с заявлением соискателя о важнейших концептах писателей, которым завершается параграф (с.211, диссер.). Отсюда возникает вопрос: Что подразумевается под концептом? Какие концепты являются определяющими для одного и другого писателя?
Эпическая полнота и достоверность изображения жизни в прозе Белова в соединении с психологически убедительным исследованием им человека сближают автора с творческими замыслами Платонова. Этот материал представлен во втором параграфе третьей главы диссертационного сочинения. По мнению Серафимовой В.Д., и тот и другой художник обнаруживает глубокий интерес к потаенным сторонам народной жизни, народному взгляду на мир и человека, реализуя в своем творчестве традиции народного сказа, поэтику притчевого начала.
Под углом зрения проблемы человеческого характера рассматриваются в диссертации произведения Платонова и Шукшина. Оценка полярных сторон русского характера, двуединство человеческой души, в поисках истины обнаруживающей свою сокровенность – вот, что, по мнению В.Д. Серафимовой, заслуживает неослабевающего внимания при анализе творчества того и другого автора. В качестве доказательства близости художников В.Д. Серафимова рассматривает характеры персонажей, поверяемые через определенные нравственные императивы – отношение к детям и старикам, земле, к моральной категории памяти, к смерти и бессмертию.
Типологические связи между прозой Ю. Трифонова и А. Платонова рассматриваются Серафимовой через пассионарную теорию этногенеза Л.Н. Гумилева, а так же в сопряженности с идеями бессмертия и воскрешения, представленными в «Философии общего дела» Н. Федорова. Отмечая общее в подходе авторов к герою, Серафимова В.Д. говорит о существенных различиях в приемах психологического анализа у писателей. Если Платонов чаще прибегает к описанию внутреннего состояния своего персонажа, передавая его переживания через символическую пластику, то Трифонов обращается непосредственно к внутреннему монологу для передачи всех нюансов рефлексирующего сознания. 

Перспективные связи обнаруживаются соискателем при анализе прозы Платонова и Распутина. В описании самосознания героев В. Распутин, как и А. Платонов, прибегает к приемам метафизического опыта, полагаясь на сверхчувственные возможности личности. Система изобразительно-выразительных средств языка, введение в текст онирического пространства позволяют авторам не только вписать своих героев в жесткие условия действительности, но и представить художественным локусом решения глобальных нравственно-философских проблем.

Творческий диалог Л. Бородина с А. Платоновым вписывается Серафимовой в пространство художественных достижений Ф.М. Достоевского, у которого писатели наследуют интерес к сложности и противоречивости человеческой натуры. Ориентируясь на антиутопическую стратегию авторов, Сарафимова В.Д. рассматривает актуализацию таких констант как дом, дорога, мать, ребенок, хлеб, земля, вода, смерть, которые переплетены с библейскими мифами.

Ценность человеческой жизни, ее хрупкость и быстротечность стали основанием для типологического рассмотрения произведений Березина и Платонова.

Опыт стилизации, травестирующий такие произведения Платонова, как «Котлован», «Усомнившийся Макар» - под таким углом зрения рассматривает Серафимова В.Д. произведения В. Шмакова. Показательно сопряжение социальных сюжетов в произведениях писателей с библейскими мифами, опыт, оказавшийся продуктивным для одного и другого автора.
Неожиданным воспринимается включение прозы В. Сорокина в общий исследовательский контекст диссертационной работы. Соискатель ссылается на сознательную ориентацию Сорокина на эпатаж, использование текста Платонова как пародийного материала, пригодного для разрушения этических и эстетических канонов. Серафимова В.Д. утверждает, что функционирование художественных «конструктов» Платонова в прозе В. Сорокина, даже в снижено деструктивном контексте современного постмодернизма, свидетельствует об огромной роли наследия писателя в современном социокультурном пространстве, и с этим нельзя не согласиться.
В своих выводах и умозаключениях, автор работы опирается помимо литературных текстов, являющихся непосредственно объектом исследования на довольно широкий контекст – творчество как русских писателей – Л.Толстого, Ф. Достоевского, М. Пришвина, К. Чуковского, так и зарубежных авторов – Ф. Кафку, М. Пруста.
Впечатляет список публикаций Серафимовой В.Д. – 75 наименований (11 статей соискателя опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК МО и Н РФ), обширна география участия соискателя в Международных научных конференциях.
Итак, положения, выдвинутые соискателем, при некоторых стилистических неточностях формулировок, видятся нам актуальными и аргументированными, выводы – значимыми и убедительными. Это позволяет сделать заключение о том, что научное исследование Серафимовой В.Д. является добротным вкладом в современное литературоведение, расширяющим представления о содержании литературы….. Автор продемонстрировал впечатляющую эрудицию, высокую исследовательскую культуру, умение творчески решать научные задачи.
Выполненная работа может иметь широкую сферу применения в высших учебных заведениях при преподавании курса русской литературы ХХ – ХХI вв. и культурологии, а также спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории русской литературы. Автореферат соответствует тексту диссертации, выполненной в соответствии с требованиями «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК, а ее автор Серафимова Вера Дмитриевна, несомненно, заслуживает присуждения искомой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.
Зав. кафедрой русской литературы ХХ века Магнитогорского государственного университета доктор филологических наук, профессор
М.М. Полехина
Сеять души в людях
Рубрики:
Платонов Серафимова диссертация Полехина Давыдова Казаркин пассионарность Владимов Богомолье В.Быков В.Г.Распутин В.Кожинов Дырдин Брашт Гражданин Уклейкин Библейские мотивы В.Астафьев Бородин детство Б.Екимов Б.Пильняк Звездный билет