Георгий Николаевич Владимов. (настоящая
фамилия – Волосевич) (19.02.1931 – 19.10.2003)
«Каждый шаг человека есть ошибка, если он не
руководствуется любовью и милосердием».
Георгий Николаевич Владимов – представитель
«третьей волны» эмиграции, с именем которого связана возросшая
популярность исторической темы в литературе двух последних
десятилетий ХХ века.
Г.Н.Владимов родился 19 февраля 1931 г. в
Харькове в семье учителей. После окончания юридического факультета
Ленинградского университета переехал в Москву, работал в качестве
литературного критика в журнале «Новый мир». Литературный дебют
Владимова начался с повести «Большая руда» (1961). В 1969 г. в
«Новом мире» был опубликован роман Г.Владимова «Три минуты
молчания». Этот роман о мурманских рыбаках знаменателен тем, что он
стал началом ревизии «оттепельных» представлений о жизни, обозначил
поворот от иллюзий к реальности, необходимость освобождения от лжи,
ненависти, недоверия, страха.
Первая публикация повести «Верный Руслан»
(1963-1965, 1974) состоялась за рубежом, в Германии, в журнале
«Грани» в 1975 г. На Родине писателя повесть была опубликована в
1989 г. Конфликт с властями, гонения из-за публикации повести
закончились вынужденной эмиграцией писателя в 1983 году на Запад.
Очень емким к повести «Верный Руслан» является эпиграф – слова
М.Горького из пьесы «Варвары»(1904-1905) – «Что вы сделали,
господа?» Владимов ставит тот же трагический вопрос, который задает
и В.Тендряков в повести «Люди или нелюди?» (Дружба народов, 1989):
«Преступление, к которому были причастны большие массы людей,
опустошило их души, сделало их несчастными» – «Кто мы – люди или
нелюди?» – спрашивает Тендряков.
Вчитываясь в повесть Г.Владимова, проникая в
суть трагедии верного, по-своему честного, караульного пса, мы
задумываемся о судьбе людей – «вертухая» хозяина, сошедшего с ума,
бывшего зэка Потертого, сломленного жизнью, его сожительницы Стюры,
готовой сдать бежавшего из лагеря заключенного властям, и прощаемся
с утешительной ложью, что в терроре виноваты лишь какие-то внешние
силы.
В повести «Верный Руслан» («История караульной
собаки») писатель создает свою версию жизни и исторической
ситуации, где на первый план выходят темы неволи, жестокости,
страданий человека и животных и авторская мысль о внутреннем
самосознании, о верности себе, о бескомпромиссности. «Лагерная»
тема в повести «Верный Руслан» осмысляется через судьбу конвойной
собаки, живущей в атмосфере взаимной ненависти и страха,
изуродованной и погубленной лагерной системой. Рисуя катастрофу,
пережитую не только ни в чем неповинным псом, но и целыми
поколениями людей, писатель бьет тревогу, говорит о необходимости
осознать правду, преодолеть холуйство и рабство.
О повести «Верный Руслан» как о потрясении
литературных основ, как о реализме, дошедшем до своего внутреннего
предела, – nес plus ultra (лат., самый лучший; крайний предел, до
крайних пределов), как о пике «традиционной современной литературы»
пишут критики Петр Вайль, Александр Генис. «Идеал жизни и смерти
верного Руслана прост и ясен – быть верным. Эпоха может выть и
кусаться, но он, собачий Сид, дому не изменит. В этом его счастье,
его вера, с которой он родился, – с ней он и умрет.
Опоэтизированный сторожевой долг прекрасен, как прекрасно сильное
чувство. А прямой путь Руслана героичен, как эпос. (...) Реализм
дошел до своего внутреннего предела. Как когда-то у Чехова, он
истончился до символа. Ясность цели, четкость построения, глубокое
понимание нравственного идеала, а, главное, вообще вера в
существование такового – все это произвело потрясение литературных
основ. (...) Пророческая миссия писателя вызвала к жизни
классические художественные приемы: четкость композиции, эпических
героев, растворенность формы в содержании. Вершина была завоевана
вновь. Дальше может быть только декаданс. Так родилось советское
барокко».
Художественное изображение «психологии»
животного, гибнущего от соприкосновения с фальшивым миром людей,
сближает в некоторой мере повесть Г.Владимова с повестью
«Холстомер» Л.Н.Толстого с рассказом «Изумруд» А.И.Куприна.
Своеобразие повествования в повести Владимова в том, что авторская
речь перемежается в ней с размышлениями сторожевого лагерного пса
по кличке Руслан о происходящем и с оценкой происходящего, с
воспоминаниями собаки и ее восприятием персонажей, как заключенных,
так и их надзирателей, и своих четвероногих собратьев по несению
караульной службы.
История Руслана и остальных сторожевых собак,
специально натренированных, приученных водить заключенных строем,
натренированных исполнять любую волю «Хозяина», загрызть
«подконвойного», если того требовала «Служба» («Джульбарс – он-то,
свирепый, дай только волю, наверняка бы загрыз какого-нибудь
лагерника...») – немыслима без тоталитарного общества. Через
размышления, воспоминания Руслана мы узнаем о том, как была закрыта
зона, как безжалостно истребляли ставших ненужными псов, как
избежавшие этой участи голодные, отощавшие, злые собаки разбрелись
по поселку, как на территории лагеря был построен
целлюлозно-бумажный комбинат, как Руслан ждал Службы, тосковал по
Хозяину – «Высшему Существу». Когда же на стройку приехали молодые
строители – юноши и девушки, – собаки стали сбегаться к колонне,
пристроившись по обе стороны – «ради дела, для которого родились и
выучились». «Те, кто видел колонну со стороны, кто наблюдал это
странное шествие людей и собак, стоя на дощатых тротуарах, или из
окон, или поверх заборов, те почему-то уже не улыбались, а смотрели
молча и угрюмо. Понемногу и в колонне перестали смеяться и
раздражать собак прикосновениями и кричать без толку, и наступила
наконец тишина, в которой слышалась только дробная поступь людей и
жаркое собачье дыхание.»
Когда же молодые ребята и девушки начнут
выходить из строя, начнется дикая схватка «клыкастых чудовищ с
обезумевшими, расширенными от ужаса глазами людьми, которые тоже
начнут сражаться как звери». Каждую собаку будет держать в поле
зрения Руслан и останется один, «...чтобы согнать все разбредшееся,
орущее, вышедшее из повиновения стадо! – и хоть не до лагеря
довести, на это он уже не надеялся, но удержать здесь до подхода
хозяев – должны же они были когда-нибудь появиться».
Через восприятие собаки передана и жуткая
сцена добивания животного «коренастым» из колонны. «Все
расступились перед коренастым. Руслан перестал рычать и опустил
опять голову. Он увидел, как ноги в пыльных сапогах расставились
пошире, мелькнула тень от взнесенной лопаты, и внезапно его
охватила ярость – уже своя, нами не внушенная. Уже он понял, что
никого ему не удержать, они его победили, – но за свою жизнь зверь
сражается до конца, зверь не лижет сапоги убийцам, – и вскинув
голову, он рванулся навстречу лопате и охватил клыками
железо».
В финале повести Руслан, призванный самой
природой быть другом человеку, уподобляется «умирающему солдату»,
услышавшему «призыв боевой трубы»: «Ему почудилось, что вернулся
хозяин – нет, не прежний его Ефрейтор, кто-то другой, совсем без
запаха и в новых сапогах, к которым еще придется привыкать. Но рука
его, легшая на лоб Руслана, была твердой и властной. Звякнул
карабин, отпуская ошейник. Хозяин, протягивая руку вдаль, указывал,
где враг. И Руслан, сорвавшись, помчался туда – длинными прыжками,
земли не касаясь, – могучий, не знающий ни боли, ни страха, ни к
кому любви. А следом летело Русланово слово, единственная ему
награда, за все муки его и верность: – Фас, Руслан! Фас».
На примере Руслана писатель прослеживает
методы идеологической муштры, «воспитания» людей, как заключенных,
так и их надзирателей, в эпоху культа личности. Дрессировка Руслана
«выделывает» из доброго, веселого пса «отличника по злобе», верно
охраняющего колонны с арестантами.
Через восприятие собаки писатель передает
полную трагизма жизнь, находя в черствых, опустившихся, спившихся
людях какие-то человеческие черточки, позволяющие думать, что в
иных условиях эти люди были бы совсем другими. Через диалоги Стюры
с бывшим заключенным «Потертым», подслушанные и осмысленные
собакой, передаются переживания и чувства людей, самоосуждение и
боль за несостоявшуюся жизнь, страх перед будущим. «Таких гнид из
нас понаделали», – скажет Стюра, – прочно поселившаяся после
освобождения в поселке, ставшая соглядатаем у постоянно дежуривших
на станции операх. Вот Руслан слушает разговор Потертого, которого
по долгу и верности старой службе будет воспринимать как
«подконвойного», со Стюрой, приютившей старого зэка, в бывшем –
мастера-краснодеревщика с золотыми руками: «... Дальше нужно как-то
жить! – А вот шкап соберу – все забуду, как отрежу.– Да ты жизнь
свою как-нибудь сбереги, нужен мне твой шкап! Ходишь, шатаешься.
Или нарочно себя жгешь? Столько лет в рот не брал, а тут –
закеросинил.– А это во мне, Стюра, дифициту накопилось.– Уезжай-ка
ты лучше отсюда, от дефициту этого. Думаешь, держусь я за тебя? Да
я тебе денег достану, поезжай в свой Октябрьский район, там-то,
может, скорей очнешься. (...)– И вот ты говоришь: поезжай. А кто
меня там ждет?– Ты ж говорил – жена была, дети...– Ну-ну, еще
племяшей прибавь, кумовьев. А посчитай, сколько годков минуло.
Меня-то еще на финскую призвали, да к шапочному разбору; то б
демобилизовали, а так еще трубить оставили. Ну, теперь эта,
Отечественная, да плен, да за него еще другой плен – вон меня
сколько не было! А они под оккупацией находились, и кто там живой
остался – поди узнай».
Через ретроспективный план проясняется жизнь
человека, из одного плена попавшего в другой, потерявшего родных и
близких, одержимого чувством страха за их судьбу, боязнью
навредить, если заявится домой и застанет их живыми. Психологически
достоверно через восприятие собаки, через «внутренний монолог»
Руслана прослеживается и внутреннее состояние Стюры и «Потертого»,
их безрадостное «совокупление» («Вот и здесь – разве нашел свою
лучшую жизнь Потертый? Уж что там его держало около тети Стюры, об
этом Руслан преотлично знал, - да то же, что и у него самого бывало
с «невестами». Право, это не самое скверное в жизни, но этим двоим
не было друг от друга радости. Иначе зачем бы им тосковать, живя
под одним кровом, зачем спорить столько, иной раз до
крика?»).
Психологизм, тонкая наблюдательность
проявляется и в передаче «впечатлений» собаки от выпивающего
Потертого: «Крупно вздрогнув, он опрокидывал весь стакан сразу, а
потом дышал в потолок, моргая заслезившимися глазами, точно в темя
ударенный. Отдышавшись, тыкал вилкой в тарелку, но тут же бросал
вилку и торопился опять налить». Через восприятие собаки дан в
повести эпизод проводов Потертого, когда тот, получив «треугольник»
от бывшего соседа по нарам, узнает, что его родные живы, что дочь
учится в институте и - решится уехать.
Чувство отъединенности, опустошенности, страх
стать обузой семье, дочери («чего она там написала в анкете»)
помешает ему сделать это. Писатель достигает подлинной трагичности
в описании исковерканной судьбы. «Поезд уже показался в вечереющей
дали. Немногие отъезжающие потянулись к краю платформы, на станции
ударил колокол. Тетя Стюра поднялась первая и крепко потопала
своими туфлями. Потертый вставал медленно, как бы отклеиваясь от
скамьи, с той неохотой в ногах, с какой поднимается от костра
угревшийся лагерник на работу в мороз.(...) Руслан все лежал и ждал
чего-то, не чувствуя Потертого отъехавшим, потерянным для себя.
Когда полетел и шлепнулся мешок, он уже мог и отвернуться, мог
дальше и не смотреть, как она подошла к Потертому и, чертыхаясь,
помогла ему подняться, и как они опять обнялись на опустевшем
перроне, точно бы встретясь после разлуки. (...) Домой они
возвращались долго, присаживаясь чуть не на каждой лавке у чьих-то
ворот».
Роман Г.Владимова «Генерал и его армия»
(История караульной собаки) (1996) многослойный, он прочитывается
на нескольких уровнях, в нем есть перекличка и с Л.Н.Толстым, и с
фольклорными мотивами. Основные темы, рассматриваемые в романе, –
это величие народного подвига в Великой Отечественной войне,
ответственность генералов за солдатскую кровь, за жизнь человека
как главной ценности, единство народа в отпоре фашистам.
Знаменателен фрагмент текста, в котором немецкий генерал Гудериан
вспоминает слова бывшего царского генерала, которого он звал в
бургомистры Орла и услышал отповедь оккупанту: «Когда вы уйдете, мы
должны будем все начать сначала. Не обессудьте, генерал, но теперь
мы боремся за Россию, и в этом мы все едины».2(выделено –
В.С..
Всем ходом повествования автор отмечает
народность войны. Писатель верен толстовским традициям в
изображении народной войны, прекрасно владеет исторической
ситуацией ушедшей эпохи. Читая в Ясной Поляне роман Л.Толстого
«Война и мир» «быстроходный Гейнц», «гений и душа блицкрига»,
генерал Гудериан, на которого Гитлер возлагал особые надежды (Тула
- любой ценой»), размышляет о загадке «русского чуда» и не может
найти объяснения происходящему, осознает, что вынужден написать
первый за всю войну приказ об отступлении, грозивший ему отставкой,
немилостью фюрера.
Как и в «Верном Руслане», большая роль в
раскрытии концептуальных мыслей произведения отводится диалогам и
внутренним монологам героев, их воспоминаниям. «Но один эпизод
по-настоящему трогал и многое ему объяснял – вслушиваемся мы во
внутренний монолог Гудериана, – то место, где молоденькая Ростова
при эвакуации из Москвы приказывает выбросить все фамильное добро и
отдать подводы раненым офицерам. Он оценил вполне, что она себя тем
самым лишила приданого, и, пожалуй, надежд на замужество и он
снисходительно отнесся к тому, что там еще говорится при этом:
«Разве же мы немцы какие-нибудь?...» Что ж, у немцев сложился
веками иной принцип: армия сражается, народ работает, больше от
него никогда ничего не требовалось. Вот что было любопытно: этот
поступок сумасбродной «графинечки» предвидел ли старик Кутузов,
когда соглашался принять сражение при Бородине? Предвидел ли
безропотное оставление русскими Москвы, партизанские рейды
Платонова и Давыдова, инициативу старостихи Василисы? Если так, то
Бонапарт проиграл, еще и не начав сражения, он понапрасну истратил
силы, поддавшись на азиатскую приманку «старой лисицы Севера»,
поскольку в резерве Кутузова оставались главные русские
преимущества – гигантские пространства России, способность ее
народа безропотно – и без жалости – пожертвовать всем, не
посчитаться ни с каким количеством жизней. И что же, он, Гудериан,
этого не предвидел? Где же теперь искать его Бородино?» (выделено–
В.С.).
Приказ об отступлении подписывает уже «голый и
беспомощный» Гудериан, без имени, звания, должности, и подпись ему
покажется как бы отдельной от него, «чуждой всему, что он делал до
сих пор, чего достиг, чем прославился». Гудериан придет к
осознанию, «что по крайней мере летняя компания проиграна».
Емким в романе является фрагмент текста, где
передается обращение Иосифа Сталина к народу на одиннадцатый день
после начала войны: «Рукоять меча держали другие, и они не
расслышали слов кремлевского тирана, сказанных на одиннадцатый день
тому самому народу, над которым он всласть наиздевался. А ведь,
очухавшись, этот азиат сказал самое простое, гениальное,
безотказное: «Братья и сестры!..» Может быть, потому не расслышали,
что этими же словами так дешево бросался Гитлер; в устах угрюмого
Иосифа Сталина они звучали весомей и обещали некую перемену. На
самом же деле он ничего не обещал, не признал никаких своих
преступлений, он только приспустил один флаг и поднял другой. Но и
месяцы спустя Гитлер не заметил этой перемены флага – его разгневал
наглый ноябрьский парад на Красной площади, но того, что он обязан
был предугадать, он опять не расслышал, не внял речи, после которой
ему противостояла уже не Совдепия с ее усилением и усилением
классовой борьбы, противостояла Россия».
Автор подчеркивает, что русские люди, весь
народ защищали в Отечественной войне не сталинский режим, а свое
отечество, свою родную землю. Поэтому с такой болью воспринимаются
слова мудрого «русского батюшки», «священника в лиловой рясе»: « –
но это наша боль, (…), наша и ничья другая» – не допустившего
фашистского генерала, демагога Гудериана присутствовать при
«отпевании расстрелянных узников своими тюремщиками за день или два
до падения города».3 (курсив – В.С.).
Как философема, вбирающая в себя мораль для всех народов и
времен, звучит фраза русского священника: «Каждый шаг человека есть
ошибка, если не руководствуется он любовью и милосердием».
Фраза священника поставит на место стратега и
тактика «панцерваффе Гудериана»: «... да и не было нужды
выслушивать то, что было на уме у всех у них, плачущих, вопящих,
причитающих, и что он знал и без этого. Ты пришел показать нам наши
раны, а виселицы на площадях? А забитые расстрелянными овраги и
канавы? А сожженные деревни с заживо сгоревшими стариками и
младенцами? А все зверства зондер-команд и охранных отрядов, все
насилия и грабежи, совершаемые армией Третьего Рейха?.. Слава о них
обгоняла ход его танков и уже была здесь, на тюремном дворе, прежде
чем он сюда явился. А могла ли не начаться – или хотя бы прерваться
в каком-нибудь звене – эта извечная бессмысленная кровавая чехарда:
сопротивление – кара за него – месть за кару – новая кара за месть
– новая месть за новую кару?..»
«Мы боремся за Россию, и в этом все едины» –
эта фраза станет ключевой в романе и при создании автором
прекрасных образов генерала Фотия Иваныча Кобрисова, отведавшего на
Лубянке еще до войны следовательской линейки и его ординарца
Шестерикова. Кобрисов неотступно думает о цене успеха. Он не может
примириться со «спасительной тактикой», которую «про себя называл
«русской четырехслойной»: три слоя ложатся и заполняют неровности
земной коры, четвертый – ползет по ним».1 На совещании командармов,
руководимом маршалом Жуковым, заместителем Верховного, на котором
будет обсуждаться вопрос о действиях армии при взятии города
Мырятина, Кобрисов заговорит о «ненужных жертвах». Его довод, что
«операция очень дорогая, тысяч десять она будет стоить». Емкую
смысловую нагрузку, как это и присуще прозе Владимова, несет
диалог:
«– Что ж, попр?сите пополнение. После Мырятина
выделим.
– Мне вот этих десять... жалко. Ненужная это сейчас жертва».
В восприятии Жукова Кобрисов предстает
«генералом с танковым качеством», любящий людей: «Нужно было их
любить, как этот Кобрисов, чтобы знать, чт? любят они – ровную,
слегка всхолмленную местность, где можно укрыться как раз по башню,
а то вдруг вылететь на бугор, отстреляться, вновь затеряться в
низинах, в реденьких перелесках. (…) – Вы генерал с танковым
качеством, – сказал Жуков. – Я это ценю. Как же вы их на кручи-то
волокли? – По-всякому. Бывало, и слегами подпирали под гусеницы.
Одного вытащим – другого он тащит тросами. – Небось и сами плечо
подставляли? Кобрисов только повел могучим своим плечом, и зал
заскрипел скамьями, дробно рассмеялся»
Владимов пристально исследует психологию
каждого участника совещания, дает свое понимание побуждений
центральных действующих лиц. Он предлагает свое понимание Жукова:
«Тем и велик он был, полководец, который бы не удержался ни в какой
другой армии, а для этой-то и был рожден, что для слова «жалко» не
имел он органа восприятия. Не ведал, что это такое. И, если бы
ведал, не одерживал бы своих побед. Если бы учился в академии, где
приучали экономно планировать потери, тоже бы не одерживал. Назовут
его величайшим из маршалов – и правильно назовут, другие в его
ситуациях, имея подчас шести-, семикратный перевес, проигрывали
бездарно. Он выигрывал. И потому выигрывал, что не позволял себе
слово «жалко». Не то что не позволял, не слышал».3 Художественная
разработка Владимовым образа Жукова вызывает аналогии, схождения и
разрывы в разработке этого образа И..Бродским в стихотворении «На
смерть Жукова» (1974).
В Кобрисове, имевшем на фронте репутацию
«негромкого командарма», Г.Владимов подчеркнет столь дорогие для
себя такие черты, как близость к простым людям, солдатам,
естественность, ненаигранную храбрость, порядочность. Один из
основных приемов в создании этого образа – «диалектика чувств»:
читатель постоянно прислушивается к внутренней речи героя: «Я не
палач! Мое дело такое, что у меня должны погибать люди, но я не
палач!».1 Принцип Кобрисова: «...не прикладывать рук к делу,
которому противилась душа».2 Автор скажет о своем герое – «У него
была причина читать Вольтера». Генералу Кобрисову нравится фраза из
«Кандида» – «Нужно возделывать свой сад».
В последней главе «Поклонная гора»
отставленный от армии, прошедший через унижения и вновь
восстановленный в должности, получивший звание Героя Советского
Союза, звание генерал-полковника, Кобрисов приглашает к столу
встреченных им женщин-окопниц и поднимет тост «за ореликов», не
таясь женщин, будет вытирать глаза салфеткой.
Верный изображению «правды без прикрас», В.
Владимов в романе покажет, что и во время войны особисты, предваряя
на деле сталинский тоталитаризм, плели паутину слежки,
доносительства. Обобщенным образом аморального особиста станет в
романе майор Светлооков, пишущий доносы на Кобрисова.
В романе затронута и история армии генерала А.
А. Власова, перешедшего в годы Великой Отечественной войны на
сторону немецкой армии. Образ генерала А.Власова, ставшего позже
предателем, служившего фашистам, разработан писателем
психологически достоверно и художественно убедительно. Уже
словесный портрет бесфамильного генерала побуждает пристальнее
вглядеться, уловить за красивой внешностью, «могучим ростом»,
«замечательным мужским лицом» «обманчивость», фальшь, честолюбие:
«Человеку с таким лицом можно было довериться безоглядно, и разве
что наблюдатель, особенно хваткий, с долгим житейским опытом,
разглядел бы в нем ускользающую от других обманчивость».3 А.Власов
занимает в романе малую площадь. Но емкость авторской фразы,
мастерство писателя дают ощутить психологическое состояние
генерала, уподобляющего себя Святому мученику Андрею Стратилату. В
романе трижды говорится о страхе, испытываемом генералом,
«рожденном непониманием происходящего», о «страхе пленения», о
«панике», охватившей его и воспринимаемой «с чувством неловкости и
стыда»: «Он испытал страх пленения, который и сейчас не утих, то и
дело вспоминался с содроганием в душе, заодно и с чувством
неловкости и стыда – оттого, что вынужден был по радио, открытым
текстом, приказать всем другим своим частям идти к нему на выручку.
Он успел унести ноги, он вырвался благополучно, но что-то говорило
ему, что немцы и не могли бы создать достаточно плотные фронты
окружения, внутренний и внешний, и, может быть, зря он поторопился
прекратить наступление. Может быть, следовало идти вперед и
вперед».
Писатель не один раз подчеркнет, что
спокойствие и уверенность, исходившие от внешности генерала,
отсутствовали в его душе: «Он прохаживался среди своих спутников,
не суетясь, крупно ступая и сцепив за спиною длинные руки; от всей
его фигуры в белом тулупе, перетянутом ремнем и портупеями,
исходили спокойствие и уверенность, которых вовсе не было в его
душе».
Роман Г.Владимова «Генерал и его армия» вызвал
неоднозначную критическую реакцию; свое несогласие с художественной
трактовкой образа генерала Жукова высказали военные эксперты. С
резкой критикой романа выступил В.Богомолов. (См. список
рекомендуемой литературы). «Художественная правда подтверждает
правду историческую, которая в таком аспекте не рассматривалась
нашей литературой»,1 – это мнение критика и литературоведа
В.Кардина.
Роман «Генерал и его армия» был удостоен
премии «Русский Букер», в 2001 г. – признан Букеровским лауреатом
десятилетия. Жизненная ценность романа в осмыслении, художественной
версии событий Великой Отечественной войны, в создании подлинно
народных русских характеров, в органичном усвоении и углублении
традиций русской классической литературы.
Марина Мнишек. Документальная, фольклорная,
литературная основа повести Л. Бородина «Царица смуты» //
Историософия в русской литературе ХХ и ХХI веков: традиции и новый
взгляд: материалы Х1 Шешуковских чтений / под ред. Трубиной Л.А.
М., 2007. С. 168-176. (0,5 п.л.)
Вопросы, задания для самостоятельной работы
при подготовке к экзамену, написании творческой работы по
творчеству Г.Владимова.
I. Прочитайте повесть «Верный Руслан», роман
«Генерал и его армия». Ответьте на вопросы:
1. Какой период отечественной истории художественно исследуется
Г.Владимовым в повести «Верный Руслан», в романе «Генерал и его
армия»?
2. В чем, на Ваш взгляд, состоит новаторство писателя в
осмыслении русской истории? Какова функция образов Потертого, его
сожительницы Стюры в раскрытии идеи повести «Верный Руслан»? Какова
роль горьковского эпиграфа из «Варваров» «Что вы сделали,
господа?»
3. Проведите смысловую аналогию повести Г.Вадимова «Верный
Руслан» с повестью Ф.Абрамова «Поездка в прошлое», с повестью
В.Тендрякова «Люди или нелюди?», с А.Солженицына «Один день Ивана
Денисовича», с «Колымскими рассказами» В.Шаламова, с «Крутым
маршрутом» Е.Гинзбург (по выбору). Какие аналогии возникают при их
сопоставлении?
4. Каковы, на Ваш взгляд, ключевые фрагменты в романе «Генерал и
его армия»? перескажите (по выбору) один из этих фрагментов.
5. Каковы художественные приемы, используемые писателем в
создании им образа генерала Кобрисова и ординарца Шестерикова?
6. Схождения и разрывы в создании образа Жукова в стихотворении
И.Бродского «Назидание» и в романе Г.Владимова «Генерал и его
армия». В чем они, на ваш взгляд?
7. Каково Ваше отношение к произведениям Г.Владимова.?
Рекомендуемые творческие задания:
1. Курсовая работа: Проблематика, поэтика повести «Верный
Руслан». Своеобразие повествования в повести
2. Курсовая работа: «Каждый шаг человека есть ошибка, если он не
руководствуется любовью и милосердием». Своеобразие повествования в
повести Г.Владимова «Верный Руслан» (История караульной
собаки).
3. Дипломная работа: Проблематика, поэтика повести «Верный
Руслан». Система образов в повести в их взаимной связи.
Литература по творчеству Г. Владимова.
1. Владимов Г.Н. Большая руда.- М., 1962.
2. Владимов Г.Н. Три минуты молчания // Новый мир, 1969. №№
7–9;
Отдельное издание. М., 1976.
3. Владимов Г.Н. Верный Руслан (История караульной собаки) //
Знамя, 1989. № 2.
4. Владимов Г.Н. Генерал и его армия // Знамя, 1989. № 4,5.
5. Владимов Г.Н. Собр. соч.: В 4 т. – М., 1998.
6. Аннинский Л.А. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994.
№ 10.
7. Аннинский Л.А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. – М.,
2001.
8.Богомолов В. Срам имут и живые, и мертвые, и Россия... «Новое
видение войны», «новое осмысление» или новая мифология // Книжное
обозрение, 1995. № 19, 9 мая.
9. Вайль П., Генис А. Очерки русской прозы с картинками.
Владимов. Советское барокко // Диалог, 1991, дек
10. Кардин В. Страсти и пристрастия. К спорам о романе
Г.Владимова «Генерал и его армия» // Знамя, 1995. № 9.
11. Нехорошев М. Генерала играет свита. К спорам о романе
Г.Владимова «Генерал и его армия» // Знамя, 1995. № 9.
12. Терц А. (Синявский А.). Люди и звери. По книге Г.Владимова
«Верный Руслан» (История караульной собаки) // Вопросы литературы,
1990. №2.
10. Чистяков А.В. Проза Г. Владимова в контексте русской
литературы 60-00-х годов
ХХ века. – М., 1999.
Литература по теме «Литература русского зарубежья».
1. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья.- М.:
Просвещение, 1995.
2. Воспоминания о серебряном веке. Составитель, автор
предисловия и комментариев Вадим Крейд.- М.: Республика, 1993.
3. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953).
- М.: Молодая гвардия, 1989.
4. Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. - М.:
Отечество, 1992.
5. Беседа Юрия Казакова с Борисом Зайцевым. Жили, собственно
Россией // Новый мир, 1990, N 7. С. 132-139.
6. Литература русского зарубежья (1920-1940)./ Состав. и ответ.
редактор О.Н.Михайлов.– М.: Наследие. Наука, 1995.